» » Тест социального интеллекта гилфорда пройти онлайн

Тест социального интеллекта гилфорда пройти онлайн

Психологический тест социального интеллекта Гилфорда

Одним из наиболее распространенных исследований креативности является психологический тест Гилфорда. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (g). Другими словами, перефразируя Боринга, то, что измеряется тестами интеллекта, есть не что иное как психометрический интеллект.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

В 60-е годы другой ученый – Дж. Гилфорд, – создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

Факторно-аналитические исследования, которые более двадцати лет проводились Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете Южной Калифорнии с целью разработки тестовых программ измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации. Эти переменные следующие:

1) содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);

2) операции по обработке информации (умственные действия);

3) результаты обработки информации.

Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. Рассмотрим параметры каждой их трех переменных с указанием соответствующего буквенного индекса.

Содержание предъявляемой информации


Заключение …………………………………………………………………….46


Приложения …………………………………………………………………….47


Литература ……………………………………………………………………..50


кандидат психологических наук,
психолог-консультант Санкт-Петербургского
Центра профпатологии и реа­билитации
профессиональных больных.

Уважаемые коллеги!

Авторы методического
руководства будут благодарны вам

за любые замечания и предложения.

Будем рады узнать о ваших
наблюдениях и данных, полученных в ходе
работы с методикой.


198005, Санкт-Петербург, Московский
пр., 19,


ГП "ИМАТОН"


тел. (812) 259-5097, тел./факс (812) 259-9091

1.
Оперативность, легкость и экономичность
процедуры про­ведения.

2.
Качественный, вызывающий интерес
обследуемых сти­мульный материал,
допускающий также дидактическое
использо­вание на семинарах и
практических занятиях по психологии
об­щения, при проведении групп
социально-психологического тре­нинга.


3. Наличие стандартных нормативов.


4. Высокие психометрические
характеристики (надежность, валидность).


5. Широкая сфера применения.


6. Возможность использования в
широком возрастном диа­пазоне, начиная
с 9 лет.


Появление первого варианта
российской адаптации теста Дж.Гилфорда и М.Салливена
- плод десятилетней работы ав­тора в
русле исследований коммуникативных и
рефлексивных способностей личности и
их реализации в профессиональной сфере.
Осуществление этой работы было бы
невозможно без деятельного участия
моих коллег и друзей, которым я выражаю
сердечную благодарность: старшему
научному сотруднику Ин­ститута общей
и педагогической психологии РАО,
кандидату психол.наук
Аминову Н.А. - за
предоставление информацион­ных
методических материалов; психологу
Сироткину Д.Г. - за перевод
французского руководства; доценту
Петрозаводского государственного
университета, кандидату физ.- мат.наук Абакумову В.
Л. - за организацию квалифицированной
статистичес­кой обработки данных;
психологу-стажёру Малко-Скрозь Ю.Р. -за помощь в подготовке рукописи;
тренеру и консультанту по организационному
развитию и менеджменту, кандидату
психол. наук Лепехину Н. Н.; арт-терапевту
и фотографу Реснайс Р. И.; имиджмейкеру
Терентьевой И. В.; актеру театра пантомимы
"Ли­цедеи" Терентьеву Н. В. - за
экспертную работу при валидизации
теста.


Отдельная благодарность
сотрудникам фирмы "ИМАТОН", сделавшей
тест достоянием широкого круга
практических психо­логов: директору
фирмы Балунову А. Б. - за большой интерес
к методике и


5


создание творческой атмосферы в работе;
психологу-консультанту фирмы Муляр О.
И. - за ценные замечания, терпение и
высокий уровень редактирования рукописи
руководства;


художнику фирмы Лобанову О. К. -
за технологическую изобре­тательность
при воссоздании сложного стимульного
материала.


Особая признательность моим
учителям в психологии и психотерапии:
академику, доктору пед. наук, профессору
Кузьминой Н. В.; доктору психол. наук,
профессору Вашингтон­ского университета
Веккеру Л. М.;заместителю
директора Ин­ститута психологии РАН.
доктору психол. наук, профессору Дружинину
В. Н.;академику МАНЭБ,доктору мед. наук, профессору Сичко Ж.
В.; доктору Дж. Дирк (Кенсингтон,США).


6


17. FieldsВ.et О'Sullivan М,Convergent validity of five person-perception measures.//Paper presented at the meeting of the Western Psychological
Association. - Los Angeles, April 1976.


18. Guilford J. P.The nature of human
intelligence. - NY,1967.


19. Hendricks Ì.,
Guilford J. P. et Hoepfner R.
Measuring creative social
intelligence. // Report from the psychological laboratory. -Los
Angeles, University of Southern California, 1969, № 42.


20. Karnes М. В.The underserved:Our joung gifted children. - NY, 1986.


21. Mussen P.Н.et Conger J. J.Child
development and personal­ity. - NY, 1985.


22. Osipov S.
Н, et Walsh W. B.
Social intelligence and the selec­tion of
counselors. // Journal of Counseling Psychology. - 1973, № 20, p.
366-369.


23. O'Sullivan M. et Guilford J. P.Les tests
d'intelligence sociale. // Editions du Centre de psychologie
appliquee. - Paris, 1977.


24. O'Sullivan M. et Guilford J. P.Six factors
of behavioral cogni­tion: Understanding other people. // Journal
of Educational Meas­urement. - 1975, № 12, p. 255-271.


25. O'Sullivan M., Guilford J.P.et de Mille
R.
The measurement of social intelligence. // Reports from the
psychological laboratory. -Los Angeles, University of Southern
California, 1965, № 34.


26. Tenopyr M.Social intelligence and academic
success. // Educa­tional and Psychological Measurement. - 1967, №
27, p. 961-965.


27. Thorndike E. LIntelligence and its uses. //
Harper's Magazine. -1920, № 140, p. 227-235


28. Thorndike R. LFactor analysis of social and
abstract intelligence. // Journal of Educational Psychology. - 1936,
№ 27, p. 231-233.


51

Литература


1. Анастази А.Психологическое
тестирование. - М.,1982. Кн.
2.


12 1 2 3


13 1 2 3


13 1 2 3


13 1 2 3


14 1 2 3


14 1 2 3


14 1 2 3


15 1 2 3


Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта.


Суммы "сырых баллов" за каждый субтест, подсчитанные с помощью "ключей", записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов. За каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. "Сырые баллы" переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую строку Итоговой таблицы. Композитная оценка представляет собой сумму "сырых баллов" по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в стандартное значение.


Ключ к обработке методики


Правильные ответы:


8


N


Cубтест 1


Субтест 2


Субтест 3


Субтест 4


1


2


1


3


4


2


2


4


3


3


3


2


3


3


3


4


3


3


1


2


5


1


2


1


1


6


3


1


2


1


7


3


2


2


4


3


2


1


1


9


3


1


2


1


10


3


4


3


2


11


3


1


1


1


12


1


1


2


2


13


1


2


2


14


2


4


1


15


4


N


Cубтест 1


Субтест 2


Субтест 3


Субтест 4


1


2


1


3


4


2


2


4

За минуту до окончания работы над субтестом обследуемых предупреждают об этом. По истечении времени работы дается команда «Стоп. Отложите ваши ручки», обследуемые отдыхают в течение нескольких минут и переходят к выполнению следующего субтеста.

Обработка результатов

Для обработки результатов используются бланк ответов, ключ к обработке и нормативные таблицы для определения стандартных значений.

Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта.

Суммы «сырых баллов» за каждый субтест, подсчитанные с помощью «ключей», записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов. За каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. «Сырые баллы» переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую строку Итоговой таблицы.

Композитная оценка представляет собой сумму «сырых баллов» по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в стандартное значение.

Перевод «сырых» оценок в стандартную шкалу дает возможность сравнивать степень выраженности отдельных способностей к познанию поведения (социального поведения) у данного обследуемого (интраиндивидуальная диагностика с построением профиля социального интеллекта), а также сравнивать уровень развития способностей к познанию поведения у разных людей (интериндивидуальная дифференциальная диагностика).

Ключ

При совпадении ответа с ключом испытуемый получает 1 балл по соответствующей шкале. При несовпадении - 0 баллов.

  • различные факторы среды обуславливают формирование различных возможностей;
  • перекрест функций, поддающийся анализу;
  • каждый человек располагает своими индивидуальными качествами и возможностями.

Рукопожатие нескольких человек

В ходе различных исследований было установлено, что люди с высоким уровнем развития математических способностей чаще всего одиноки. Некоторые исследователи считают, что, уделяя внимание точным наукам, человек совершенно блокирует рост уровня своей социальной адаптации. В то же время люди, которые больны аутизмом, чаще всего обладают феноменальными математическими способностями. Отсюда следует, что социальный интеллект, в отличие от других типов интеллекта, формируется под влиянием окружения.

Измерение фактора познания преобразований поведения, способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, выявление умения разбираться в речевой экспрессии.

Истории с дополнениями: Анализ межличностного взаимодействия

Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию.

Емельянов так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, – всеми видами семиотических систем. Автор дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека, и способность воздействовать на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других. Этот «акциональный» аспект коммуникативной компетенции требует осознания:

а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы;

б) своих перцептивных умений, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем);

в) готовности воспринимать новое во внешней среде;

г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);

д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды (экологическая психокультура);

е) способов персонализации окружающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»)
;

ж) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания – жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).


2.
13


7.
90


2.
09


"Вербальная
экспрессия"


7.
15


2.
78


7.
44


2.
31


7.
28


2.
57


"Истории с
дополнением"


6.
88


1.
62


5.
98


2.
07


6.
47


2.
23


Композитная
оценка


31.
88


7.
37


30.
42


6.
36


31.
21


6.
94


Таблица 2


Средние значения оценок по
отдельным субтестам


и тесту в целом


для выборки с незаконченным
высшим и высшим образованием


(французская адаптация теста,
п=280)


Субтесты


Уровень образования
II и III


мужчины (п=170)


женщины (п=110)


средние значения


М


σ


М


σ


М


σ


"Истории с
завершением"


10.
86


1.
81


10.
41


2.
06


10.
68


1.
92


"Группы
экспрессии"


8.
74


1.
96


8.
57


2


8.
67


1.
98


"Вербальная
экспрессия"


8.
36


2.
16


8.
63


2.
64


8.
47


2.
36


"Истории с
дополнением"


7.
64


2.
44


7.
57


2.
12


7.
61


2.
32


Композитная оценка


35.
59


5.
79


35.
13


6.
24


35.
41


5.
96


Субтесты


Уровень образования
II и III


мужчины (п=170)


женщины (п=110)


средние значения


М


σ


М


-с эмпатией, с невербальной чувствительностью.


Субтест N 3 - "Вербальная экспрессия"


Лица с

высокими

оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).


Лица с

низкими

оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседника.


Успешность выполнения субтеста также положительно коррелирует с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии, насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.


Субтест N 4 "Истории с дополнением"


Лица с

высокими

оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.


Лица с

низкими

оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).


Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.


Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует с точностью, полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания незнакомого человека по фотографии, с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.


Интерпретация композитной оценки социального интеллекта


Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:


1 балл - низкий социальный интеллект;


2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);


3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);


4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);


5 баллов - высокий социальный интеллект.


Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, "вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией". Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, "гладкость в отношениях с людьми".


Лица с

высоким

социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.


Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.


Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.


Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.


Лица с

низким

социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.


Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.



Наверх